Учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр народных художественных промыслов и ремесел"


Адрес: 628012, Россия, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Рознина, 119

тел. +7 (3467) 33-23-96

факс +7 (3467) 33-23-96
centr-remesel@mail.ru


Отчет и Резолюция VII Международного фестиваля ремесел коренных народов мира "Югра-2012"

Отчет и Резолюция VII Международного фестиваля ремесел коренных народов мира "Югра-2012"

II ЭТАП: 9 – 15 июня 2012 г.

ПО МАРШРУТУ ХАНТЫ – МАНСИЙСК – НИЖНЕВАРТОВСК –ВАТА – МЕГИОН - ХАНТЫ-МАНСИЙСК

        ТРАДИЦИОННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  КУЛЬТУРА  составляет звено национальной традиции, интегрированное в общественное пространство в виде материальных и нематериальных форм и обеспеченное: институциональной и нормативно-правовой основой, отвечающей законам Российской Федерации, обеспечивающей право народов и человека на знание своей истории, языка, культуры; ремесленно-экономического актива, в котором намечена и решается проблема занятости населения в различных секторах практики; методико-образовательной составной, воспроизводящей и укореняющей базовые архетипы народного искусства в ментальности современного человека на всех уровнях образовательной системы; научной базы, обращенной к философско-мировоззренческому содержанию традиций, реализуемых дисциплинарных секторах – художественно-историческом (искусствоведение и архитектурная наука),  историко-культурном (истории, археологии, этнографии, культурологии, эстетики); художественно-технологическом секторе (производственно-материальное оснащение процесса творчества); организационно-художественном, где существующая система центров материального и нематериального наследия в виде традиционно оформленных в ХХ в. в особые системы промысловых центров, театров, творческих коллективов и ансамблей и др. дополняются интенсивно развивающимися новыми формами, связанными как с планами отраслевого регулирования в сфере культуры, так и с общественными творческими инициативами.

        Реализуемая миссия традиционной художественной культуры в фестивальной программе II этапа под общим названием «Река – Ремесло – Жизнь» ставила целью проведения программных мероприятий на теплоходе «Римский-Корсаков» Омского пароходства и определяла цели и задачи фестивального движения «ЮГРА – 2012», сформированная Центром народных художественных промыслов и ремесел Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры как стратегического направления отраслевого развития и межотраслевого сотрудничества в указанной области.

В программе II этапа осуществлены следующие мероприятия:

   1. Научно-практическая конференция (51 участник);

   2. Научные семинары для руководителей и методистов центров ремесел (4 семинара);

   3. Мастер-классы по видам технологий (67 занятий);

   4. Детская программа «Подворье» (21);

   5. Выставки и презентации регионов: Ямала (1), Пермского края (1), Сербии (2), Финляндии (4), Тобольска (1), Мордовии (1);

   6. Конкурс лучшая экспозиция на ярмарке (Нижневартовск);

   7. Конкурс «Лучшее производство»;

   8. Международный конкурс мастерства по номинациям народного искусства (14).

I. Научно-практическая конференция проводилась с участием специалистов ведущих российских академических и вузовских центров и региональных учебных заведений (МГУ имени М.В. Ломоносова, МГХПА имени С.Г. Строганова, ЮГУ, СГПУ и др., Российская Академия Художеств), а также представителей региональных  Центров ремесел гг. Лянтора, Тюмени, Саранска, и др., осуществляющих работу по планам перспективного развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на основе существующего плана деятельности. В работе конференции, проходившей 10, 12 и 13 июня было заявлено 45 докладов и еще 6 поступило в процессе проведения конференции. На конференции были обсуждены следующие вопросы:

        – основные направления современного развития народных  художественных промыслов и ремесел коренных народов в России и зарубежных стран;

        – основные направления работы организаций, чья деятельность, в той или иной мере связана с художественными промыслами;

        – основные формы передачи опыта традиционных промыслов в современный период;

        – современное состояние и развитие традиционных промыслов коренных народов мира;

        – научный подход к изучению традиционных промыслов и ремесел;

        – оптимизация форм государственной поддержки народных художественных промыслов и ремесел в рамках региональной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

        – формы работы центров ремесел с социально незащищенными слоями населения, безработными.

        Методологическая часть конференции была представлена четырьмя докладчиками. Философско-мировоззренческие основы народного искусства, особенность их современного осмысления как базы сохранения отечественных традиций и новых гуманитарных подходов в определении ценностей национального наследия проанализирована профессором, доктором искусствоведения, Лауреатом Премии Правительства РФ в области культуры за 2011 г. В.Б. Кошаевым. Системное взаимодействие Российской Академии Художеств, Союза Художников России и Секретариата, Комиссии по присуждению званий «Народный мастер России» раскрыто член-корреспондентом РАХ, кандидатом искусствоведения, заслуженным деятелем искусств РФ, зав. отделом народного и декоративно-прикладного искусства НИИ истории изобразительных искусств РАХ, оргсекретарь, председателем творческой комиссии по народному искусству ВТОО «Союз художников России, директором «Художественно-педагогического музея игрушки»  А.У. Грековым. Состояние мировой практики в области керамики, решение проблем в области сохранения аутентичных традиций и рассмотрение их как основы творчества современного мастера, специалиста в области дизайна, было проанализировано профессиональным художником Академиком РАХ, доктором искусствоведения, профессором МГХПА имени С.Г. Строганова В.А. Малолетковым. Убедительный срез качественного состояния традиций и видов декоративно-прикладного искусства в их художественной и социокультурной актуальности для сферы культуры и народного искусства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и вывода о необходимости межотраслевого и международного интегрирования усилий в сфере сохранения традиционного наследия выполнила Директор БУ «Центр народных художественных промыслов и ремесел», заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, член Союза художников России, член Союза Дизайнеров России О.Д. Бубновене. В ее докладе представлена глубокая аналитическая информация о результатах деятельности «Центра народных художественных промыслов и ремесел» Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, об основных проблемах, стоящих перед Центром и необходимости развития концепции самого Центра. Эти предложения послужили основой для формирования новой модели Центра как органа, обеспечивающего курирование программ развития народного искусства региона.

        В работе конференции важные сведения о ряде крупных проблем были затронуты в докладе заведующей отделом ДПИ Тюменского музейного комплекса, членом Союза художников России и членом Союза Дизайнеров России В.А. Субботиной. Она определила хронологические границы бытования народного искусства славянского населения Тюменской области, поставила проблемы путей использования опыта народного искусства. Доктор исторических наук, профессор, преподаватель Сургутского Государственного педагогического Университета Т.Н. Глушкова представила материал по технологии изготовления текстильных поясов. Ею проведена систематизация и определена связь с историей этносов с древности до этнографической современности по уникальным археологическим и этнографическим источникам.

        Блестящий, поучительный и разнообразный материал был представлен в докладах финской делегации Лааксо Пиркки, Хаса Сирпы. Многие положения из озвученных тем могут быть приняты в округе. Это касается, прежде всего сочетания традиционных видов деятельности местного населения, связанные с укладом виды ремесел, разумное использование материалов оленеводства и др. в средствах ручных и полуручных промыслов, преобразование аутентичных мотивов и традиционных материалов в объекты современной предметно-пространственной среды и сувенирной продукции. Огромную роль при этом играет обучение основам связи народного искусства и современного дизайна в школах ведущих финских дизайнеров. Делегации Сербии представила цикл сообщений о традиционных пиротских коврах. Член парламента г. Пирот Славица Чирич доложила об опыте восстановления технологии и производства традиционных ковров, способах экономического обеспечения, связанной с этим образовательной традицией, способах взаимодействия с туристическими программами. Ирэн Гвожденович осветила взаимосвязь традиционного и современного в сербском прикладном искусстве (типология понятия источников и способов современной творческой практики на их основе). Владимир Четкович, один из ведущих европейских специалистов в области православной миниатюры, иконописи и храмовой атрибутики, реставрации представил стилистические тенденции конфессионального творчества в контексте современного осмысления. Конференция отмечает, что руководитель «Лянторского центра прикладного творчества и ремесел» продемонстрировала возможности для успешной работы учреждения по разным направлениям с разными группами населения. Особенно значима информационная концепция плодотворного сотрудничества Центра и телевидения г. Лянтора.

        Впервые в работе Фестиваля приняли участие аспиранты МГХПУ имени С.Г. Строганова и магистранты МГУ имени М.В. Ломоносова. Этот опыт оценен как положительный, а ввиду озвученных тем: значимости использования на протяжение ста последних лет современной зарубежной и российской модой в костюме народной традиции; также впервые намеченного вопроса о связи технологического и художественно-пластического эволюционирования Приуральской и Зауральской бронзы и др. значительно расширяется сфера научного взаимодействия российских научных школ и региональных центров – в данном случае с «Центром народных художественных промыслов и ремесел»  Ханты-Мансийского – Югры, что является принципиально новой формой межотраслевого сотрудничества.

II. Научно-теоретические и научно-практические семинары для руководителей и методистов центров ремесел были подразделены на 4 темы:

– «Философия, мировоззрение, сознание в народном искусстве – фундаментальные основы традиционной художественной культуры» руководитель  – профессор, доктор искусствоведения В.Б. Кошаев. Показаны причины сложения архетипа народной культуры и его эволюционирование в историко-художественном процессе в Средневековье, в Новое время, в ХХ веке, а также инструментальные условия восстановления его функции в современности, нарушенные в прошлом столетии;

– «Методика полевых исследований для сбора информации об объектах материальной и нематериальной культуры», руководители – канд. филологических наук, профессор Д.В. Герасимова и искусствовед В.А. Субботина. Были подробно освещены научные подходы и структура сбора сведений об изучаемом предмете, особенности работы с информаторами, даны практические рекомендации по организации экспедиций, этическому поведению в «живой среде», охарактеризованы предложенные анкеты.

– «Правила и требования к научно-методическим публикациям», руководитель – доктор исторических наук, профессор Т.Н. Глушкова – был посвящен изучению требований к научным публикациям, работе с источником, правилами оформления  и использования историографического материала, видов ссылок и сносок;

– «Концепция создания Центров реконструкции и реставрации художественного наследия», «Новая модель межотраслевого сотрудничества на основе Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел», руководители – В.Б. Кошаев и О.Д. Бубновене связана с изменением ряда факторов в сфере управления. В частности остро стоит вопрос с подготовкой кадров новой формации. Научное обеспечение должно быть представлено в регионах собственными научными и научно-методическими школами. Остро стоит вопрос о стратегиях народных промыслов в виде различных форм экономической целесообразности: от надомничества – до Парков Ремесел. Виды практик должны быть синхронизированы с развитием отраслей туризма, социокультурным проектированием, творческой практикой в широком смысле. Существующий опыт «Центра народных художественных промыслов и ремесел» г. Ханты-Мансийска свидетельствует о зрелости и комплексности форм научного, художественного, методического, правового, экономического регулирования и в соответствие с рекомендациями «I Международного конгресса традиционной художественной культуры: фундаментальные исследования народного искусства» должен стать основой новой организационной модели и быть предложен в качестве российского эксперимента на базе «Центра народных художественных промыслов и ремесел» Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

        Цель и задачи семинаров в целом определены текущими потребностями отрасли и связью их с перспективным планированием деятельности в различных институциях. Это отвечает задачам многих регионов.

III. Мастер-классы по видам технологий (67 занятий) – мастерами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, субъектов Российской Федерации, зарубежных стран проведены творческие лаборатории, мастер-классы по направлениям деятельности, заявленными в программе фестиваля – художественная обработка бересты, традиционное вязание одной иглой и на пяти спицах, роспись по ткани, православная миниатюра, иконопись, вышивка южных ханты и русское золотное шитье, гончарное ремесло, лепная игрушка и многие другие.

IV. Детская интерактивная программа «Подворье» (21 занятие) – для детской аудитории, семейного посещения, гостей г. Нижневартовска  мастерами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, субъектов Российской Федерации проведены 10, 11 и 12 июня мастер-классы. Отмечено, что впервые в городе проходило подобное мероприятие и оно востребовано жителями города. Посетило более трех сот человек, из них 167 взрослых.

V. Выставки и презентации регионов – Ямал (1), Пермский край (1), Сербии (2), Финляндии (4), Тобольска (1), Мордовии (1) продемонстрировали особенности и усилия регионов по сохранению традиций и их современному осмыслению. В результате обсуждения презентаций были сформулированы предложения о международном сотрудничестве в области ковроделия: «Пиротские и тюменские ковры»; художественной обработки кости «Саамская и тобольская резная кость» и др.

VI. Конкурс «Лучшая экспозиция на ярмарке «Северный мир. Фолк. Арт» в г. Нижневартовске, где предприятия народных художественных промыслов, мастерских, общественные и государственные структуры из городов Архангельск, Омск, Ижевск, Тюмень, Ханты-Мансийск были отмечены как лучшие. Конкурс показал понимание авторами задачи сделать эстетически выразительными и привлекательными для покупателей предметы народного искусства;

VII. Конкурс «Лучшее производство народных художественных промыслов» был проведен как инициативный и показал возможность осмысления комплексности художественно-технологической практики и ее инфраструктуры. Победителем конкурса признан кооператив «Дамское сердце» из Сербии г. Пирот – руководитель Славица Чирич.

VIII. В программе Международного конкурса мастерства по утвержденным номинациям приняло участие 53 мастера из российских  регионов и стран зарубежья.  Номинация международных конкурсов включала в себя:

   «Керамика. Гончарное искусство»;

   «Художественная обработка дерева»;

   «Текстильная кукла, игрушка»;

   «Художественная обработка бересты»;

   «Роспись по дереву, ткани, металлу»;

   «Плетение из лозы, травы, корня кедра и др.»;

   «Ткачество»;

   «Традиционный костюм в миниатюре»;

   «Художественная обработка кожи животных, рыб»;

   «Художественная обработка меха»;

   «Художественная вышивка»;

   «Низание, нашивание бисером»;

   «Валяние»;

   «Вязание»;

   «Организация производства».

       Конкурс 2012 г. в целом показал улучшение качества создаваемых изделий, технологическое совершенство и высокий художественно-образный строй. В частности, жюри  приняло беспрецедентное решение о присвоении первых мест изделиям из бересты Аганской земли, Пермского Края, Мордовской Республики. Результаты конкурса определились следующим образом (см. таб.).

 

№ п/п

Номинация конкурса

Решение жюри

1

«Керамика. Гончарное искусство»

1 место – Бекасова Н.Г., г. Тюмень;

2 место – Канюков И.И., г. Кудыркар, Пермский край;

3 место – Митрофанова Э.П., г. Ханты-Мансийск, ХМАО - Югра;

2

«Художественная обработка дерева»

1 место – Айпин С.А., п. Варьеган, Нижневартовский район, ХМАО - Югра;

2 место – Кошкаров И.А., г. Ханты-Мансийск, ХМАО - Югра;

2 место – Хартаганов Г.Е., п. Питляр, Шурышкарский район, ЯНАО;

3

«Текстильная игрушка, кукла»

1 место – Пеура С., Финляндия;

2 место – Гайнуллина Е.З., г. Лянтор, ХМАО - Югра;

2 место – Гришкина Н.А., д. Тугияны, Белоярский район, ХМАО - Югра;

4

«Художественная обработка бересты»

1 место – Уколова Т.С., п. Аган, Нижневартовский район, ХМАО – Югра;

1 место – Баранов В.Ф., г. Саранск, Республика Мордовия;

1 место – Петухова В.Е., г. Кудымкар, Пермский край;

5

«Художественная роспись по дереву, ткани, металлу»

1 место – Четкович В., г. Белград, Сербия

6

«Плетение из лозы, травы,  корня кедра и др. материалов»

1 место – Чащина Т.В., г. Пермь

7

« Ткачество»

1 место – Костюк О.Л., п. Салым, Нефтеюганский район, ХМАО – Югра;

2 место – Харчевникова Н.Г., г. Лянтор, ХМАО – Югра;

8

«Традиционный костюм в миниатюре»

2 место – Вылла В.П., г. Лянтор, ХМАО – Югра;

2 место – Салиндер Я.Я., п. Яр-Сале, Ямальский район, ЯНАО;

3 место – Хисанова Н.В., г. Лянтор, ХМАО – Югра;

9

«Художественная обработка кожи животных, рыб»

1 место – Лааксо П., Лапландия, Финляндия;

1 место – Обирина А.Е., г. Лянтор, ХМАО – Югра;

2 место – Павлова Н.Ф., г. Сургут, ХМАО – Югра;

10

«Художественная обработка меха»

1 место – Салиндер Я.Я., п. Яр-Сале, Ямальский район, ЯНАО;

2 место – Талигина Н.М., г. Салехард, ЯНАО;

11

«Художественная вышивка»

1 место – Шашкова В.Н., г. Урай, ХМАО – Югра;

2 место – Турута В.Л., г. Лянтор, ХМАО – Югра;

12

«Низание, нашивание бисером»

2 место – Щипцова Е.В., г. Урай, ХМАО – Югра;

2 место – Малетыч Н.Е., г. Сургут, ХМАО – Югра;

13

«Валяние»

1 место – Шабурова С. Г., г. Пермь;

3 место – Толмачева О.В., г. Лангепас, ХМАО – Югра;

14

«Вязание»

1 место – Янкина Л.Г., г. Лянтор, ХМАО – Югра;

3 место – Неттина И.Г., г. Белоярский, ХМАО – Югра;

15

«Организация производства»

1 место – кооператив «Дамское сердце», г. Пирот, Сербия

        Вместе с тем Жюри конкурса отмечает ряд явлений, связанных с отступлением от традиций и отсутствием понимания возможностей творческого переосмысления участниками конкурса эволюционирования традиции.

        Причиной можно считать отсутствие во многих регионах художественно-практической концепции народного искусства в системе профессионального образования, серьезного искусствоведческого обеспечения, отсутствия единства специалистов в понимании масштабов научной и научно-методической значимости феномена народного искусства как уникального национального явления. Анализ результатов  обеспечения изданиями, пособиями также показал катастрофическую нехватку не только фундаментальных изданий, но и стандартных методических пособий. Также в это связи следует отметить отсутствие пособий для системы дополнительного образования.

        В процессе реализации направлений работы конференции: 1. Современное народное искусство коренных народов мира; 2. Народное искусство – детям; 3. Народные художественные промыслы – экология культуры и проблемы социализации; 4. Бизнес – проекции народного искусства; 5. Основы Международной Конвенции «Традиционная художественная культура народов Мира» возникла потребность изменения ее названия, которое предложено в следующей формулировке: «Живые традиции культуры в искусстве».

ФЕСТИВАЛЬ ПРИНЯЛ СЛЕДУЮЩУЮ РЕЗОЛЮЦИЮ:

1. Обсужденный на Фестивале опыт сотрудничества с зарубежными партнерами (Венгрии, Финляндии, Канады, Сербии) представить общественности в виде предложений о совместной деятельности в рамках программ ЕС и РФ;

2. При формировании Международной «Конвенции сохранения традиционной художественной             культуры» предложить для обсуждения следующие разделы: а) мировоззрение в традиционной             культуре и его нравственные основы как фундамент в способах разрешения конфликтов в обществе;     б) культурно-политические инструменты взаимодействия этносов и национальностей мира; в)               программы взаимодействия – стратегия регионального и международного сотрудничества в понятии     «этос живой культуры».

3. Необходимо обратить серьезное внимание на отсутствие научных и научно-методических средств и   кадров высшей квалификации в среде образования (прежде всего специальности народной художественной культуры и соответствующих специализаций, а также искусствоведения);

4. Предусмотреть разработку компонента традиционной культуры в Стандартах гуманитарных специальностей и разделах блока ГСЭ в федеральном и региональном компонентах в образовательных программах всех уровней;

5. В среднем общем и дополнительном образовании создать программы изучения народного искусства ведущими специалистами-практиками на основе межотраслевых интересов, целей и задач при непосредственном курировании предмета «Центром народных художественных промыслов и ремесел» Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

6. Предусмотреть на региональных уровнях выделение финансовых средств для повышения квалификации и обучения в ведущих специализированных учебных заведениях мастеров, управленцев, методистов, специалистов в области классического искусствоведения (Институт живописи, скульптуры, архитектуры – СПб, МГХПА им. С.Г.Строганова, МГУ им. М.В.Ломоносова, Уральский государственный университет и другие ведущие вузы);

7. Рассмотреть на уровне нормативно-правового обеспечения взаимодействие учреждений культуры и  образования с целью обеспечения доступа к музейным фондам для мастеров, студентов, аспирантов, научных сотрудников и ввести в устав музеев порядок работы с данными категориями посетителей;

8. Считать целесообразным создание в музеях постоянных экспозиций по материалам регионального народного искусства для организации образовательной и просветительской деятельности, воспитания нравственности, гражданственности и патриотизма;

9. С целью обмена опытом, оперативного распространения информации создать информационный портал «Живые традиции культуры в искусстве»;

10. Подготовить предложения по планированию и проведению в округе мастер-классов ведущими художниками декоративно-прикладного искусства и дизайна, авторитетными искусствоведами СПб ГХПА им. Барона  Штиглица, МГХПА им. С.Г.Строганова, МГУ им. М.В.Ломоносова, Уральского государственного университета, РАХ,  РАН, РАО и других ведущих организаций и приглашенными современными дизайнерами зарубежья;

11. Обратить внимание на отсутствие продуманной деятельности Союза Художников Российской Федерации отделения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры секции народное искусство и ввести в состав комиссии по народному искусству Союза Художников Российской Федерации, курирующего Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, руководителя «Центра народных художественных промыслов и ремесел» г. Ханты-Мансийска как обеспечивающего долгосрочную стратегию развития народного искусства коренного населения и других народов региона;

12. Существующие методы в организации досуга и туризма характеризуются часто непродуманностью, упрощенностью, методологическими просчетами в подходах. Содержание традиционной культуры искажается за счет неквалифицированного использования методов социокультурной реализации. Низкая квалификация оскорбляет национальные чувства коренных народов;

13. Для решения вышеперечисленных проблем, вопросов и задач и на основе разрабатываемой принципиально новой модели межотраслевого сотрудничества расширить перечень полномочий Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел» и ходатайствовать перед Министерством культуры Российской Федерации о придания ему статуса экспериментальной площадки, актуального и для других российских регионов. Рекомендовать Правительству Ханты-Мансийского автономного округа  - Югры ускорить строительство нового здания Центра и принять соответствующую новую концепцию Центра, предложенную Международным конгрессом традиционной художественной культуры: фундаментальные исследования народного искусства и рассмотренную на проведенной конференции и научном семинаре;

14. В структуре новой модели «Центра народных художественных промыслов и ремесел» предусмотреть лицензирование образовательных услуг, в том числе повышение квалификации и переподготовки кадров;

15. Под кураторством «Центра народных художественных промыслов и ремесел» и при участии ведущих специалистов создать программу издательской деятельности, предусматривающую публикацию следующих серий: «Народное искусство Югры для школьников», «Искусство и технология коренных малочисленных народов Севера»; «Коллекции народного искусства Югры и других регионов России (каталоги, монографии, сборники статей и т.д.)»;

16. Скорректировать принципы грантовой политики региона в области традиционной культуры с учетом профессиональной компетенции грантосоискателей независимо от национальной принадлежности;

17. Необходимо создать в сетке ежедневного телевещания программу, посвященную вопросам истории региональной культуры и искусства, творчеству отдельных мастеров и т.д., а в ежедневных печатных изданиях соответствующие рубрики.

18. Считать цели и задачи Фестиваля полностью выполненными и рекомендовать – начать подготовку следующего VIII Фестиваля,  опубликовать проектные основы Конвенции для общественного обсуждения; подготовить проекты международного и межрегионального сотрудничества в избранной области в срок до января 2013 г.

15.06.2012

Директор Фестиваля                                                                                 О.Д. Бубновене

Исполнительный директор

Фестиваля                                                                                                       К.Е. Илауски

Руководитель жюри

Международного конкурса мастеров                                                            А.У. Греков

Руководитель научно-

практической конференции                                                                           В.Б. Кошаев