Учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр народных художественных промыслов и ремесел"


Адрес: 628012, Россия, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Рознина, 119

тел. +7 (3467) 33-23-96

факс +7 (3467) 33-23-96
centr-remesel@mail.ru


Онтология искусства

В Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова с 17 по 24 октября состоялась фотовыставка Владимира Кошаева «Онтология искусства» по материалам научных экспедиций. Проект подготовлен в рамках II Международного конгресса традиционной художественной культуры: фундаментальные исследования народного искусства.

В основу идеи концепции онтологии искусства и фотовыставки по материалам экспедиций и поездок автором положен аспект жертвенного характера обрядовой традиции, которая по форме существенно различается в зависимости от цивилизационных процессов (доконфессиональные – конфессиональные времена), но по факту сохраняет свое значение в культуре разных народов всех времен, принимая иногда причудливые формы религиозного дуализма (сочетание языческих и христианских традиций), как это происходит у некоторых народов Поволжья и Сибири, что обусловлено традицией сохранения календарно-производственной обрядности. 

С онтологическим аспектом художественной формы связаны особые свойства изобразительных и декоративных решений, состав композиций, функции изделий в предметно-пространственной среде, социокультурное значение в бытовой повседневности, отношениях поколений и полов, что с точки зрения языка искусства обусловлено свойствами и особенностями Формационных Картин Мира и их специфических признаков. Для палеолита, неолита и эпохи металла эти признаки могут быть обозначены как типизация и морфема – они составляют основу народного искусства. Для конфессионального Средневековья основным признаком является метаморфема, как способ выражения идеи Единосущего. В Новое время на первое место выступает существо признака индивидуализации – понимания глубин образа человека и судеб страны. Для ХХ столетия характер искусства определен влиянием формально-ассоциативного языка авангарда и всех модальностей с ним связанных, а также степени влияния на все морфологические структуры всех искусств. Сформулированное К. Малевичем определение «Интуитивная форма должна выйти из ничего. Так же, как и Разум, творящий вещи для обихода жизни, выводит из ничего и совершенствует» есть, фактически, иллюстрация первых страниц Библии, имеющая для современной теории искусства непреходящее значение.

1. Аутентичные обряды южных удмуртов

У южных удмуртов (д. Кузебаево Удмуртская Республика) традиционные моления трех родовых групп проходят в трех молельных рощах (Быдзым Куа, Луд, Булда), где родовыми группами в разных рощах приносятся жертвы птицы (белого селезня) в Быдзым куа, барана в роще Луд, коня в Булда. В быту отмечается высокая интенсивность производственной жизни, тесная взаимопомощь в общинах, дуализм сакральных представлений. Христианские святыни располагались в пространстве корка (жилом доме), где есть красный угол. Языческая «куала» - семейное святилище – входит в планировку двора, усадьбы, но по назначению почти не используется, чаще выполняя функции летней кухни. Моления в основном проходят в молельных рощах за пределами села.

2. Онтология сакрального и бытового пространства Самарканда

На выставке представлены фото Медресе «Тиля Кари» (Покрытое золотом) в комплексе «Регистан» (Самарканд). Техника многоцветной живописи «кундаль» на рельефном орнаменте сообщает необычайную красоту в оформлению интреьера.

Представлены также изображения Города мертвых в Афросиабе, которое было устроено Тимуром и до настоящего времени является местом почитания и паломничества. В Афросиабе находятся могилы Тимуридов, Ворота Тимура, известные по работе Верещагина, могила двоюродного брата Пророка Мохамеда Куссам Ибн Аббаса, выполненная из прозрачного нефрита. Онтологический фактор сакрализации отмечаем и в бытовом пространстве, в виде особым образом выполненных мотивов архитектуры в интерьерах жилища, шамаилей над притолокой входных дверей, многообразия иконографических мотивов «Райского сада» в мозаике и великолепных, в основном куфических текстов коранических формул на надгробных камнях и стенах мавзолеев.

3. «Пермская соль»

Соляные промыслы в Пермском крае были развернуты в окрестностях городов Чердынь, Усолье, Соликамск. На выставке представлена реконструкция солеваренного комплекса XVII века проведена в архитектурно-этнографическом музее в Хохловке, неподалеку от Перми. Также комплекс сооружений в Музее соли г. Соликамска - объект промышленного зодчества XIX века федерального значения. Музей соли бывшего Усть-Боровского солеваренного завода - солеваренное предприятие Прикамья действовало до 1972 года. Музей открыт в 1986 году. Хорошо сохранились уникальные постройки и механизмы.

Один из первых представителей рода Строгановых – Федор Лукич – обосновался в Соли-Вычегодской. Его сын Аникей (Аника) (1497—1570) завел в 1515 году солеваренный промысел, а в 1558 году Иван IV (Грозный) пожаловал ему и его преемникам владения в Пермской земле по рекам Каме и Чусовой. В 1566 году по просьбе Строгановых их земли были взяты в опричнину. Строгановы заселяли край, развивали помимо солеварения, земледелие, рыбные, охотничьи и рудные промыслы, укрепляя рубежные территории Руси в Предуралье и на Урале, также и в Сибири. Строгановы приняли участие в организации похода отряда Ермака в Сибирь (1581). В Смуту оказали денежную, продовольственную и военную помощь правительству, получили в 1610 году звание «именитых людей». В Северную войну (1700—1721), которую вел Петр 1 Строгановы оказывали денежную помощь правительству. В 18 веке Строгановы развивали железоделательные и медеплавильные заводы на Урале. Александр, Николай и Сергей Григорьевичи Строгановы в 1722 году стали баронами, а позднее графами. По инициативе Сергея Григорьевича основано училище, преемником которого является ныне МГХПА.

Подземный СОЛЯНОЙ РАСТВОР выкачивался насосами РАССОЛОПОДЪЕМНОЙ БАШНИ (9х9 кв. м., высота – 16 м), далее он поступал в СОЛЯНОЙ ЛАРЬ – срубную постройку из лиственницы, конструктивно необычайно прочную. Некоторое время рассол отстаивался. Концентрированный соляной рассол поступал по подземным трубам или желобам на ЧРЕНЫ ВАРНИЦ – большие «сковороды» до 100 кв. м, под которые по каналам воздуховодов поступал горячий воздух, выпаривая воду. Чрены закрывались колпаками. Влажная соль перекидывалась на деревянные полати, где досушивалась и высушенная переносилась на склады. В 1907 году для доставки соли в амбары построили солекатные дорожки.

Чрены закрывались колпаками из дерева, по бокам которых были отверстия для выемки соли, а вверху – пароотводные трубки. До 1895 года здесь пользовались черными варницами – огонь разводился прямо в яме под чренами, никаких дымовых труб не было. На Усть-Боровском заводе действовало до 12 варниц.

Амбары размещались на берегу Камы. Они делились на несколько отсеков и ставились на бревенчатые клетки из-за высокой воды в Каме по весне. Стены амбаров конструктивно упрочены. Полы выполнены из прочных деревянных плах. Соль засыпалась сверху. К весне каждый из отсеков был доверху полон. Далее вступали в свои права купцы.

Владимир Кошаев