Учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр народных художественных промыслов и ремесел"


Адрес: 628012, Россия, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Рознина, 119

тел. +7 (3467) 33-23-96

факс +7 (3467) 33-23-96
centr-remesel@mail.ru


Изучение проблем традиционного народного искусства народов России


   

Юха Петикайнен

доктор наук, профессор, основатель дисциплины, заведующий кафедры института сравнительной религии Университета Хельсинги в Финляндии с 1970 г. и кафедры религиозного изучения института социальных наук Университета Тромсё в Норвегии в 1995-1997г.

Информация о научных интересах и областях исследования:

Юха Петикайнен – член Академии Наук и Словесности в Финляндии и нескольких других известных финских и международных организаций. Он был председателем Всемирного конгресса фольклора, религиозных исследований, социально-культурной антропологии, доисторической наскальной живописи, саун, Шаман Гуда. Был делегатом ЮНЕСКО от Финляндии и вице-председателем Центральной Партии в Финляндии. Юха Петикайнен начал проводить первые исследовательские работы в юности, с 1960х годов, прочитал лекции в 200 университетах на всех континентах, был приглашённым профессором в университетах Калифорнии (Беркли, Лос-Анджелес, Санта-Барбара), Техаса (Остин), Миннесоты (Миннеаполис), Индианы (Блуминтон).

Он опубликовал более 40 книг и около 350 статей на 10 языках о фольклоре, религии, мировоззрении, мифологии и наскальной живописи Севера и народов Арктики, основанных на его исследованиях. Его книги и 10 этнографических очерков получили академические, национальные и международные награды, включая кандидатскую диссертацию, Северные Традиции, связанные с мёртвыми детьми, устный репертуар и мировоззрение (Чикагский фольклорный приз 1978г.), мифологию калевала (приз Питра Саломона, 1990г.), шаманство и культуру; Золотой лев леса (Ларусс), мифология Лапонов (Имаго), Шаман Гуд, Символизм и Эпос; Шаман Гуд, Языки Севера, находящиеся под угрозой исчезновения. Норвежская Академия приглашала его председательствовать над международной исследовательской командой из 12 выдающихся экспертов для исследования проблем экологии Арктики и мировоззрения. Особый упор был сделан на шаманство в Арктике в контексте обских угров и ненцев, что Юха Петикайнен и собирается представить на конгрессе, используя фильмы, принесение в жертву оленя хантыйским шаманом в 1990 г. и Каса Таори на Амуре в 1991 г.


 Банников Виктор Николаевич

Доктор педагогических наук, член- корреспондент Российской академии естествознания, член «Союза художников России», член комиссии по народному искусству «Союза художников России», заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

Информация о научных интересах и областях исследования:

Стаж научно-педагогической работы составляет 10 лет, работает профессором кафедры социально-гуманитарного и художественно-эстетического образования Автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования»), профессором кафедры педагогики и психологии «Югорского государственного университета», профессором кафедры хореографии Ханты-Мансийского филиала МГУКИ. Читает лекционные курсы по: Теории и истории традиционной художественной культуры, Педагогике народной художественной культуры, Культурологи, Мировой художественной культуре, Теории и методике художественного образования.

Сфера научных интересов: проблемы теории и практики народного искусства, система этнохудожественного образования. Разрабатывает научную проблему «Народное искусство в системе художественно-педагогического образования».

Опубликованные научные работы:

Имеет 62 научных публикаций, из них 3 монографии, 7 учебно-методических и 58 научных работ, используемых в педагогической практике, в том числе:

а) монографии:

  1.  Банников В.Н. Педагогические условия развития художественного интереса в условиях разноуровневого образования. Монография. М., ИОО МО РФ, 2004. 7,9 п.л.
  2. Банников В.Н. Этнохудожественное образование в  условиях поликультурного пространства. Монография. М., АПКиППРО. 2009. 14,3 п.л.
  3. Банников В.Н. Художественный текстиль, эмаль. Творческая монография.- Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2009.- 52 с., 6 п.л.

б) учебно-методические работы:

  1. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования. Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2004.- 116 с. 7,3 п.л.
  2. Изобразительное искусство в национальной школе. Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2005.- 62 с. 3,9 п.л. /в соавторстве/, личный вклад автора 2 п.л.
  3. Изобразительное искусство в школе. Региональный компонент. Ханты-Мансийск: ГП «Полиграфист», 2005.- 40 с. 2,5 п.л. /в соавторстве/, личный вклад автора 1,5 п.л.
  4. Изобразительное искусство: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений /Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Поровская, В.Н.Банников]; под ред. Т.Я.Шпикаловой. (Допущено МОиН РФ).- М.: Просвещение, 2011.- 192 с ил.

в) научные работы:

  1. Банников В.Н. О культуросообразной модели в системе этнокультурного образования учителя. //М.: Вопросы гуманитарных наук №2, 2007.- С. 326-334
  2. Банников В.Н. Развивающее обучение в рамках этнохудожественной системы поствузовского дополнительного образования. //М.: Искусство в школе №3, 2007.- С.15-18.
  3. Банников В.Н. Разработка проблем этнохудожественного образования в разных регионах России (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры). //М.: Вестник МГУКИ №2, 2007.- С.10-16.
  4. Банников В.Н. Этнопедагогическая модель этнокультурного образования учителя. //М.: Вестник МПГУ №2, 2007.- С. 18-24.
  5. Банников В.Н. Этнохудожественное образование в России (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры). //М.: Искусство и образование №5 (49), 2007.- С. 46-51.
  6. Банников В.Н. Этнофутуристическое движение в Югре: Манифест этнофутуризма.//М.: Вопросы культурологии №1, 2008.- С. 61-64.
  7. Банников В.Н. Этнопедагогическая модель в системе этнохудожественного образования учителя. //М.: Педагогическое образование и наука. №3, 2008.- С.35-39.
  8. Банников В.Н. Влияние проектно-исследовательской деятельности на развитие творческого мышления и познавательной активности учащихся. //М.: Педагогическое образование и наука. №3, 2008.- С. 83-86. /в соавторстве/
  9. Банников В.Н. Народное искусство как образовательная парадигма этнопедагогического образования (культурологическая, психологическая, воспитательная составляющая).//М.: Вопросы культурологии, №7, 2009.- С. 67-71.
  10. Профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства в системе художественно-педагогического образования. М.: Искусство и образование, №2 (64) , 2010.- С.14-23.
  11. Полифункциональность и интеграция видов искусства в системе художественно-педагогического образования. В сб. научных трудов «80-летию Института художественного образования РАО».- М.: ИХО РАО. 2009. с.
  12. Духовно-нравственное образование личности.  М: Начальная школа. №8. 2010. с.4-6.

За последние три года опубликовал 3 учебно-методических и 45 научных работ, из них 12 в журналах рецензируемых ВАК РФ.

Участвовал с докладами в Международных и Всероссийских НП конференциях в Москве: МГУКИ, МГУ им. М.В.Ломоносова (2006, 2007, 2010), Ханты-Мансийске: ИРО, ОЦНХПиР (2002, 2004, 2006, 2008), Всероссийских НПК в  Магнитогорске: МГПУ (1998), Смоленске: СГПУ (2002), Шуе: ШГПУ (2004, 2010), Тюмени: ТОГИРРО (1998, 2001), Вологде: РАХ (2008),Махачкале: ДГУ (2009), Екатеринбурге: УГПУ (2009), Ижевске: УдГУ (2009).


 Беломоева Ольга Герольдовна 

Доктор культурологии, доцент.зав. кафедрой традиционной мордовской культуры

и современного искусства Института национальной культуры 

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева»

 

 Информация о научных интересах и областях исследования:

 Проблемы эстетики и теории культуры, актуальные проблемы современной культуры, изобразительное и декоративно-прикладное   искусство Мордовии. Имеет более 100 научных публикаций. 

Опубликованные научные работы:

  1. Женские образы в творчестве С. Д. Эрьзи // Степан Эрьзя. О, женщина, краса земная…: Альбом. Сост. С. С. Маркова. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2001. С.7 – 14.
  2. Универсализм культуры: опыт культурологического анализа: Монография. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2005. 120 с.
  3. Иван Кузьмич Макаров  // Великие мастера земли мордовской: Живопись. Скульптура. Графика: И. К. Макаров, Ф. В. Сычков, С. Д. Эрьзя, В. Д. Фалилеев. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2007. С.9 –12.
  4. Степан Дмитриевич Эрьзя // Великие мастера земли мордовской: Живопись. Скульптура. Графика: И. К. Макаров, Ф. В. Сычков, С. Д. Эрьзя, В. Д. Фалилеев. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2007. С.205 – 208.   
  5. Народное искусство сегодня: проблемы бытования // Регион: культура в поиске самоидентичности: Матер. Всероссийской науч. конф. с междунар. участием. Саранск, 2009. С. 143 –145.         
  6. Этнокультурная традиция в контексте современной художественной практики // Финно-угорский мир. 2009. № 3. С. 58 – 65. 
  7. Народное искусство как фактор формирования универсализма культуры // Экология традиционной культуры и проблемы современного искусства: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. Саранск, Изд-во Мордов. ун-та, 2009.С.91– 92.   
  8. Культура в контексте современности // Современная историография русской философии: проблемы и перспективы: Матер. науч.-практ. конф. «Пятые Саранские философские чтения». Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2009. С. 81 – 89.
  9. Мир как многообразие единства: трансформация концепции мироцелостности // «Вехи» 100 лет спустя: Матер. науч.-практ конф. «Шестые Саранские философские чтения». Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2010. С. 86– 90.
  10. Современный художественный процесс: формирование новой модели //Искусство в пространстве современной культуры: Матер. Междунар. науч.-  практ. конф.– Воронеж,Тип.-изд-во им. Е. А. Болховитинова, 2011. С. 8-13
  11. Универсализм культуры в проблемном поле культурологии // Многообразие культурных миров: Научная школа профессора Н. И. Ворониной: Монография. – Саранск, Изд-во Мордов. ун-та, 2011. С. 36-51.
  12. Трансформация современного культурного пространства: основные тенденции // Трансформация социокультурного пространства в XXI веке: современные реалии и культурные стратегии: Матер. Всерос. науч. конф. с междунар. участием. –  Саранск, 2011. С.34-41.
  13. Универсализм в проблемной поле культурологии: Монография. – Saarbrücken,  LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 160 p.
  14. Традиция как самобытность, устремленная в будущее //  Пятые Лаза-ревские чтения «Лики традиционной культуры: Матер. Междунар. науч.-практ. конф.–Челябинск,2011. Ч .II. С.113-117.

 Ботя Марина Валерьевна

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой компьютерных технологий Института искусств и дизайна, директор Института искусств и дизайна Удмуртского государственного университета

Информация о научных интересах и областях исследования:

Ведет научную работу в области информатизации образования, в частности художественно-педагогического, в области художественного наследия и народной традиционной культуры Урала и Поволжья, Угро-финского мира. Принимала участие с проектами в научных программах АВЦП РНПВШ РФ («Развитие научного потенциала высшей школы): «Онтология художественной культуры Западного Приуралья II тыс. н.э. (2009–10); «Теория художественной культуры в методологии образования (типология, научная инфраструктура, модели реализации); «Художественная культура народов Приуралья: каталогизация наследия; базы данных; методология образования» (2011–12). Имеет более 34 публикаций, в том числе электронных.

Опубликованные научные работы:

  1. Орнамент в оформлении книги. Вестник Удмуртского университета. Научный журнал УдГУ. Серия Искусство и дизайн. – 1994. №5– С. 149-158;
  2. Использование машинных технологий и автоматизированного проектирования в профессионально-графической подготовке учителей черчения и ИЗО. Межвузовский научно-методический сборник "Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации", Саратов, 1999 – С.  61-69;
  3. Организация обучения студентов начертательной геометрии на основе комплексного применения традиционных и новых информационных технологий. Образование как интегративный фактор цивилизованного развития. Сборник материалов  международной научно-практической конференции, Казань, 2005, С. 30-35;
  4. Multimedia Technologies for Reation of World Image. Electronic Imaging and the Visual Arts. ‘The Foremost European Electronic Imaging Events in the Visual Arts’/ Conference, Workshops, Meetings, Training and Exhibition. Florence, 2005- P. 112-117 (в соавторстве с В. Б. Кошаевым);
  5. Теоретическое обоснование виртуальной структуры проекта «Онтология художественной культуры Западно-Приуральского региона (ДИПС проекта). Онтология художественной культуры Западного Приуралья. Коллективная монография. Сост. В. Б. Кошаев. – Ижевск, 2008.-452 с.;
  6. О толерантности этносов Приуралья. Материалы четвертой Международной конфереции по проблемам безопасности и противодействия терроризму. Том 1., М.-изд. МЦНМО, 2099 – 511 стр.;
  7. Модель информатизации художественного образования на примере взаимодействия электронных музейных ресурсов в вузовской среде (на примере взаимодействия МГХПУ имени С. Г. Строганова и иИИиД Удмуртского государственного университета). «Вестник МГХПУ» Московский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова. – №4, 2010 – МГХПА им. С.Г.Строганова. – С. 210-225.     

 Вожатова Оксана Николаевна

Член Академии Российского телевидения с 2010 года, руководитель детской телестудии АУ ОТРК «Югра», г. Ханты-Мансийск.

Заслуженный деятель культуры ХМАО – Югры. Преподаватель журналистики в Центре Искусств для одаренных детей севера. Автор детских книг «Кошки -осторожки», «Мишкины РасСказки», методического пособия для юнкоров. Автор и руководитель детских кинопроектов: сериала «Всё хип-хоп», полнометражных детских художественных фильмов «Лето с Морошкой», «Переплёт под Новый год», короткометражных игровых фильмов: «Переполох», «Автограф», «Хоккеистка», «Ближе к небу», «Женька», а так же мультипликационных фильмов «Синопское сражение», «Куликовская битва» и т.д. Имеет награды всероссийских и международных телевизионных конкурсов, как автор и руководитель детских программ. Награждена дипломом Фонда Академии Российского Телевидения «За вклад в развитие Российского телевидения».


 Ворожцова Ирина Борисовна

  доктор педагогических наук, 
профессор, 
кандидат филологических наук, 
заслуженный работник народного 
образования УР, заведует лабораторией лингводидактики «Деятельностное обучение языку в культуре» 
филологического факультета 
Удмуртского университета.

Информация о научных интересах и областях исследования:

Научные интересы сфокусированы на человеке в динамике его жизни, проявляемой в его текстовой деятельности. Основная область исследования - текст как единица общения, обучения и речи. Это также и тематика научного семинара, который объединил широкий круг специалистов в разных областях: лингвистов, психологов, методистов, литературоведов, культурологов, философов, историков, математиков, биологов и всех тех, кто интересуется смысловым бытием человека, реализуемом в тексте, будь-то текст на естественном языке, произведение художественной культуры, географическая карта, предметы археологических находок, архитектура, музыкальное произведение, театральная постановка и др. Авторские разработки (концепция, технологии, практика) в области методологии обучения языку (деятельностный подход) в контексте культуры, внедренные в вузовском образовании, в УМК "Bon voyage!" для средней школы, в образовательной программе «Школа культуры общения» для начальной школы. Автор более 190 научных трудов.

Опубликованные научные работы: 

  1. Ворожцова И.Б. Личностно-деятельностная модель обучения иностранным языкам. – Ижевск: Удмуртский университет, 2000. – 360 с.
  2. Педагогическое сопровождение образовательной деятельности младших школьников: позиция тьютора, технологии тьюторского сопровождения, подготовка тьюторов [текст, составление, общая редакция] / Коллективная монография. Под ред. И.Б. Во­рожцовой. — Ижевск: ERGO, 2011. — 140 с.
  3. Ворожцова И.Б. Образ мира как текст //  Онтология художественной культуры Западного Приуралья. Коллективная монография. Сост. В.Б. Кошаев. – Ижевск, 2007, с. 131-139.
  4. Ворожцова И.Б. Место духовного опыта в речевой коммуникации /Миромоделирование: гуманитарные и художественные процессы в общественной жизни/ Составитель и отв.редактор В.Б. Кошаев/ Ижевск, ГОУВПО «УдГУ», 2009, с. 110-114.
  5. Ворожцова И.Б. Исследование поведения посетителя виртуального музея художественной культуры в речевой диалогической реализации/ Психолингвистика в XXI веке: результаты, проблемы, перспективы. XVI международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Тезисы докладов. Москва. 15-17 июня 2009 г. / Ред.коллегия: Е.Ф. Тарасов (отв.ред.), О.В. Балясникова, Е.С. Ощепкова, Н.В. Уфимцева. – М.: Изд-во «Эйдос», 2009, с.324-325.
  6. Ворожцова И.Б. Круговорот текстуальности в речи/ Вестник Удмуртского университета. История и филология. Выпуск 1. 2009, с.3-10.
  7. Ворожцова И.Б. Технологизация обучения в педагогической и образовательной деятельности // Антропопраксис. Вып. 2. Ижевск: Изд.дом ERGO, 2010, с.82-93.
  8. Ворожцова И.Б. Культура - Язык - Текст // Язык - Дискурс -Текст. Межвуз.сб.науч.тр. - Вып.1. - Ижевск: Санта Лингва, 1998. - С.12-23.
  9. Ворожцова И.Б. Культурная обусловленность восприятия текста Текст: восприятие, информация, интерпретация/ Пленарное заседание. Текст как явление культуры. Информационно-аналитическая обработка текста: Сборник докладов 1 Международной научной конференции Российского нового университета (Москва, 27-28 мая 2002 г.). - М.: РОСНОУ, 2002 с.110-122.

Глушкова Тамара Николаевна

 
Области исследования: 
традиционная культура; 
древний текстиль 
(плетение, вязание, ткачество); 
реконструкция технологии изготовления текстильных образцов; этноархеологические исследования; методика преподавания.
 Глушков И.Г.,

Опубликованные научные работы:

  1. Глушкова Т.Н. Текстильная керамика как исторический источник. – Тобольск: Изд-во ТГПИ, 1992. – 130 с.
  2. Глушкова Т.Н. Технологическая характеристика традиционных хантыйских и мансийских вышивок // Методика комплексных исследований культур народов Западной Сибири. – Томск: Изд-во ТГУ, 1995. – С.48-50.
  3. Глушкова Т.Н. Археологические ткани Западной Сибири. – Сургут: РИО СурГПУ, 2002. – 206 с.
  4. Глушкова Т. Н. Технология изготовления крапивных тканей обских угров // Крапивное ткачество: Сборник тезисов II научно-практической конференции / Ред. О.Б. Бубновене, Т.А. Молданова, К.Е.Заикина. – Ханты-Мансийск: ГУУИПП «Полиграфист», 2003. – С. 13-18.
  5. Глушкова Т. Н. Технологическая характеристика пазырыкского текстиля с плато Укок / Приложение к монографии Н.В.Полосьмак, Л.Л.Барковой «Костюм и текстиль пазырыкцев Алтая (IV – III вв. до н.э.)». – Новосибирск: ИНФОЛИО, 2005. – С. 177-193.
  6. Глушкова Т.Н. История изучения древнего плетения и ткачества в течественной археологии. – Сургут: Изд-во СурГПУ, 2006. – 96 с.

 Горячева Татьяна Анатольевна

  Музыковед, кандидат философских наук /специализация 09.00.04-эстетика/, засл.работник культуры УР, 
руководитель литературно-художественной 
части Государственного театра 
оперы и балета УР; 
преподаватель Института искусств и 
дизайна при  УдГУ /курс философии 
музыки член редколлегии информационно-аналитического журнала музыкальной общественности Поволжья 
Leitmotiv

Неоднократно участвовала в Международных днях философии в СПб, работала на республиканских курсах повышения квалификации преподавателей ДШИ, проводимых методическим кабинетом Министерства культуры информации и печати УР.

Область научно-практических интересов:

  • Музыка в социуме и сознании молодёжи в период постмодерна. 
  • Проблемы современного профессионального музыкального образования и новые способы их решения.
  • Профессиональные деформации личности педагога-музыканта и их влияние на ход педагогического процесса и личность учащегося.
  • Статус профессии музыканта в ценностной системе индустриального общества.
  • Применение методов музыкотерапии на уроках музыки в школе.

Опубликованные научные работы:

  1. Музыка в жизненном мире // Визуальные аспекты культуры (Сб. научных статей).  ГОУВПО «Удмуртский государственный   университет». 2005.
  2. О бытии эстетических категорий в музыке //Журнал  «Наука Удмуртии» №3. 2006.
  3. О бытии эстетических категорий в музыке: от средневековья до барокко// Альманах кафедры этики и эстетики СПбГУ. №1. СПб. Роза мира. Санкт-Петербургское философское общество. 2006.
  4. Метаморфозы эстетических категорий прекрасного и возвышенного в массовой музыкальной культуре //Альманах кафедры этики и эстетики СПбГУ № 2.  СПб. Санкт-Петербургское философское общество. 2007.
  5. Массовое и элитарное. Смешение позиций в музыке постмодерна //Миссия интеллектуала в современном обществе (Сб.ст. Приложение к журналу «Вестник С.-Петербургского государственного университета». СПб, 2008.
  6. Гедонизм иллюзий – иллюзия гедонизма. // Сб. научных статей ГОУВПО «Удмуртский государственный университет».  2009.
  7. По прочтении Ингардена  УДК 781.1; ББК 85.31 // «Вестник ИжГТУ» период.науч.-теор.журн. ИжГТУ Спецвыпуск к 55-летию  ИжГТУ и 75-летию УдГУ.  Ижевск: Изд-во ИжГТУ. 2006.
  8. Комическое в музыке: история понимания. //Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина № 4, т. 1 СПб, 2009.
  9. Современное музыкальное образование: стратегия выживания // Leitmotivинформационно-аналитический журнал музыкальной общественности Поволжья,  №2, 2010.

 Греков Александр Умарович

  Сфера научных интересов - проблемы монументального искусства Удмуртии, влияния творчества русских художников на национальное искусство Урала и Поволжья, куклы как синтетичного явления искусства и средства диалога культур, 
народной игрушки как носителя этничности. 
Актуальность и новаторство работ 
искусствоведа в комплексном подходе к явлениям искусства, выявлении их
гуманитарно-культурной ценности. 
Участвует в процессе художественной 
критики, регулярно освещая творчество художников Удмуртии. Современная научная деятельность направлена на изучение этнокультурных процессов и народного творчества, совершенствование этнохудожественного образования. Член Союза художников России.
Член художественно-экспертного совета Национального центра ДПИ и ремесел Удмуртской республики.

Информация о научных интересах и областях исследования:

Понятие «художественная общественность» и его содержание. Истоки внимания художественной общественности к проблемам поддержания и пропаганды русского народного искусства. Личный вклад деятелей отечественной художественной общественности в сохранение и развитие его традиций.

Опубликованные научные работы:

  1. Деятельность мастерской при магазине игрушек «Детское воспитание» в Москве А.И. и М.А. Мамонтовых (открыта в 1883 г.), сотрудничество с ней В.М. Васнецова, С.В. Малютина, Н.Я.Давыдовой и др.
  2. Абрамцевский художественный кружок и его представители. С.И. Мамонтов. В.Д. Поленов и его магистерская диссертация «О значении искусства и его применении к ремеслу и о мерах, принимаемых отдельными государствами для поднятия ремесла, внося в него художественный элемент» (1871). Е.Д. Поленова и Е.Г. Мамонтова – и основание Абрамцевских художественных мастерских (1885). Организация Абрамцевской гончарной мастерской и роль ее руководителей М.А. Врубеля и П.К. Ваулина.
  3. М.К. Тенишева и создание Талашкинских мастерских. Собирание произведений народного искусства. Музей «Русская старина» в Смоленске.
  4. Художественно-промышленная школа Н.В. Глобы в Миргороде и Учебная мастерская Н.Д. Бартрама в усадьбе Семёновка Льговского у. Курской губ. (1893).
  5. Коллекционеры произведений народного искусства. Коллекция произведений народного искусства Н.Л. Шабельской, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский, В.В. Матэ и др.
  6. Л.Г. Оршанский, его творческие устремления, выступление «Игрушки и прикладное искусство» на Первом Всероссийском съезде художников (1911), исследования: «Игрушки» (1923), «Художественная и кустарная промышленность СССР: 1917-1927» (1927).
  7. Н.Д. Бартрам и его деятельность по развитию народного искусства в предреволюционные годы. Кустарный музей МГЗ и музей образцов. Сборник «Игрушка, ее история и значение». Основание Государственного музея игрушки.
  8. И.И. Овешков и Вл.И. Соколов – развитие художественных промыслов Сергиева Посада. А.И. Деньшин – исследователь и пропагандист дымковской игрушки. Его книги «Вятская глиняная игрушка в рисунках» (1917) и «Вятская старинная глиняная игрушка» (1926).
  9. Н.М. Церетелли – актёр и режиссер, собиратель и знаток игрушки, его книга «Русская крестьянская игрушка» (1933) и предисловие к ней А.В. Луначарского. Д.В. Прокопьев и изучение нижегородского народного искусства, его исследование «Художественные промыслы Горьковской области» (1939). Е.Ф. Вихрев и его очерки о народном искусстве.
  10. Учреждение творческой комиссии по народному искусству при Секретариате Союза художников РСФСР. М.П. Сокольников – председатель комиссии, ее члены Г.Г. Дервиз, Л.Ф. Крестьянинова (ее статьи о народном искусстве), Г.Н. Бочаров, Б.А. Алимов, Н.А. Филева, А.Н. Фрумкин (книга «Народное гончарство России: Сохранившиеся промыслы», 1987), Г.П. Дурасов (книга «Каргопольская глиняная игрушки», 1986) и др. Т.А. Маврина и ее книга «Городецкая живопись» (1970).
  11. Ю.А. Арбат и его книги «Шесть золотых гнезд» (1961), «Добрым людям на загляденье» (1964), «Путешествие за красотой» (1966). А.П. Рогов и его книга «Народные мастера» (1982).
  12. Деятельность председателя Комиссии Г.И. Ларишева. Творческие открытия известных коллекционеров Г.М. Блинова и А.Н. Панина, их книги о народной игрушке (1974, 1983).
  13. Василий Иванович Белов и его «Лад» (1982). Дмитрий Сергеевич Лихачёв и его предисловие к книге М.А. Некрасовой «Народное искусство как часть культуры» (1983)
  14. М.А. Некрасова – собиратель деятелей художественной интеллигенции в проекте «Народные мастера. Традиции, школы» (1985, 2006)
  15. С.П. Чуянов и его книги: «Городецкие праздники» (1995) и «Городецкая роспись» (2009). Издание Библиотеки имени Ивана Петровича Склярова как проект популяризации народного искусства
  16. Современная комиссия по народному искусству России СХР и движение за сохранение и развитие традиций народного искусства России. Всероссийская выставка народного искусства в Вологде (2009)

 Земцова Ирина Вениаминовна 

                                                                       кандидат педагогических наук,

заведующаякафедрой декоративно-прикладного искусства,

 Сыктывкарский государственный университет

 

 Опубликованные научные работы:

  1. Земцова И.В. Растительные мотивы в северных росписях // Технологическое образование в школе и в вузе: Мат-лы межрегион. конф. Сыктывкар: изд-во КГПИ, 2002. С. 91-97 (0,4 п.л.).
  2. Земцова И.В. Мотивация исполнения росписи по дереву в непрофессиональной среде // Качество образования: Проблемы. Опыт. Находки: Мат-лы научно-метод. конф. Сыктывкар: изд-во СыктГУ, 2003. С.132-134 (0,2 п.л.).
  3. Земцова И.В. Развитие традиционных промыслов и ремесел – один из социально-экономических факторов стабильности региона // Межнациональные отношения как фактор стабильности в многонациональном регионе: Мат-лы научно-практ. конф. Сыктывкар: Полиграф-Сервис, 2003. С.131-133 (0,2 п.л.).
  4. Земцова И.В. Мотивы христианской символики в орнаментальных мотивах пижемской росписи // Символ в системе культуры: символические миры и знаковые системы: Мат-лы междунар. конф. Сыктывкар: изд-во КГПИ, 2004. С. 232-237.(0,4 п.л.).
  5. Композиция в декоре:  Методические указания для студентов 1-2 курсов факультета искусств. Издательство Сыктывкарского государственного университета,2003. С.3-20 (1,3 п.л.)
  6. Земцова И.В. Орнаментальные мотивы пижемской (печорской) росписи и их композиционное построение // Традиционная культура Усть-Цильмы: Мат-лы республ. конф.  Сыктывкар: Полиграф-Сервис, 2005. С.39-45. (0,4 п.л.).
  7. Земцова И.В.Проблема синтеза искусствоведения и методики преподавания народного искусства на примере северной пижемской графической росписи // Онтология художественной культуры Западного Приуралья: Коллект. Монография. Ижевск: УдмГУ, 2008. 0,8 п.л.
  8. Земцова И.В. Краткий экскурс в историю развития промыслов и ремесел коми: приоритетные направления. //Материалы 1 Коми республиканской научно-практической конференции «Народные промыслы и ремесла республики Коми: история, современное состояние и перспективы развития.» Сыктывкар, 2008. С.29-33.
  9. Трансформация мотивов старообрядческой книжной графики в мотивы пижемской росписи. // Духовное наследие народов Республики Коми: История и современность: Материалы Всероссийской научно-практической конференция «Редкие книги в фондах современных библиотек, архивов, музеев: к 20-летию отдела редкой  и рукописной книги научной библиотеки Сыктывкарского университета», Сыктывкар, 2009 г. - С. 28-31.
  10. Обучение пижемской росписи: учебное пособие № 0321002568 ФГУП НТЦ «информрегистр» регистр св-во 20921

Ковычева Елена Ивановна
 
  Сфера научных интересов - проблемы монументального искусства Удмуртии, 
влияния творчества русских художников на национальное искусство Урала и Поволжья, куклы 
как синтетичного явления искусства и средства диалога культур, 
народной игрушки как носителя этничности. 
Актуальность и новаторство работ 
искусствоведа в комплексном подходе к явлениям искусства, выявлении их
гуманитарно-культурной ценности. 
Участвует в процессе художественной 
критики, регулярно освещая творчество художников Удмуртии. Современная научная деятельность направлена на изучение этнокультурных процессов и народного творчества, совершенствование этнохудожественного образования. Член Союза художников России.
Член художественно-экспертного совета Национального центра ДПИ и ремесел Удмуртской республики.

Опубликованные научные работы:

  1. Ковычева Е.И. Кукла в диалоге культур (монография). Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет». 2002.- 155 с.; ил.  
  2. Ковычева Е.И. Формы возрождения традиций народного искусства Удмуртии. Положительные и отрицательные тенденции // Материалы Всероссийской конференции «Народное искусство России: традиции и современность». Вологда. 2008. – 271 с.; ил. с. 179-182.
  3. Ковычева Е.И. Народная игрушка. Учеб.-метод. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Народное художественное  творчество». М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 159 с.; ил.
  4. Ковычева Е.И. Косарева И.А. Сундук моей прабабушки: учеб.-метод. пособие. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2010. – 52 с.; ил.
  5. Ковычева Е.И. «Пространствопонимание» и «символопользование» (как творческий метод по П.А. Флоренскому // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПУ. №4. М., Изд-во МГХПА им. С.Г. Строганова., 2010. – 231 с.; с. 134-146.
  6. Ковычева Е.И. Значение вклада Н.Я. и И.С. Ефимовых в теорию отечественного театра кукол // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПУ. №1. М., Изд-во МГХПА им. С.Г. Строганова., 2011. – 228 с.; с. 155-167.
 

Кошаев Владимир Борисович

  Первоначальные научные интересы связаны с рассмотрением комплексных вопросов теории народного искусства и защитой диссертации «Композиционные взаимосвязи форм декора в русском народном искусстве. На материале изделий из дерева: резьба, роспись» (1988 г., по спец. 17.00.04 изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура). Следующий этап был связан с изучением процессов искусства в регионе Западное Приуралье: традиции славянских, финно-угорских, тюркских народов в четырехтысячелетней хронологии культуры. В 2001 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведения по спец 17.00.04 – изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура (МГХПУ им. С.Г.Строганова): «Дом-образ. Художественно-образные процессы сложения традиционного жилища Западного Приуралья». Руководство с начала 90-х гг. научными программами и проектами обусловлено проблемами выработки новых подходов к изучению художественной культуры: расширение планов хронологии, оценки тенденций искусства во встречных потоках национальных культур. Результаты научных исследований коррелированны с потребностями содержания перспективных учебных программ и межведомственного взаимодействия. Основными направлениями стали рассмотрение аспектов типологизации художественной культуры на основе формационных критериев и изучение пластических законов художественной формы средствами дидактики философии искусства. Научные контексты направлены на выработку новых подходов в структуре гуманитарных исследований, на формирование критериев магистерских образовательных программ (МГУ имени М.В.Ломоносова, факультет искусств), образовательных программ высшей школы третьего поколения, реализуемые в ряде вузов России, методического обеспечения социокультурных программ и проектов (ХМАО-Югра, Удмуртская Республика), а также учебных направлений общего и дополнительного образования в школе и связанных с ними программами повышения квалификации работников образования.

Опубликованные научные работы:

  1. Традиционное жилище Западного Приуралья. Культурогенез. Классификация. Искусство. Монография по материалам отчета по гранту RSS 1309/97. – Ижевск, 2001. – 370 с.
  2. Кошаев В.Б. Композиция в русском народном искусстве. Учебное пособие. – М., 2006. 148 с.
  3. Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство. Основные понятия, этапы развития. Учебное пособие. – М., Владос. 2011. С.
  4. Теория Народной художественной культуры. Ее издержки в вузовских программах и в педагогической практике / Народное искусство России. Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Вологда, 2008. – С. 28 – 33.
  5. Этносаундтрек – снятие в искусстве и культуре противоречия рода и цивилизации / Декоративно-прикладное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПУ. Московский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г.Строганова. – МГХПУ, 2009. – № 1. – С. 195 – 209.
  6. Онтология народного искусства/ Декоративно-прикладное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПУ. Московский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г.Строганова. – МГХПУ, 2010. – № 1. – С. 148 – 160.
  7. Кошаев В.Б. Аксиоматический конфликт рода и цивилизации /Материалы Четвертой международной научной конференции по проблемам безопасности и противодействия терроризму. МГУ имени М.В.Ломоносова. – М.: МЦНМАО, 2009. – С. 250 – 261.
  8. Кошаев В.Б. Гуманитарно-художественный комплекс в школе как условие развития профильного эстетического образования/Актуальные вопросы довузовской подготовки в Удмуртской Республике. – Ижевск: УдГУ, 2010. – С. 181-188.
  9. Кошаев В.Б. Теория народной художественной культуры в структуре образования. Ее издержки в вузовских программах и педагогической практике/Ценности традиционной культуры в образовании /сост. и отв. ред. Е.И.Ковычева/. – Ижевск, УдГУ, 2010 (308). – С. 8 – 47.
  10. Кошаев В.Б. в соавт. Ботя М.В. Мультимедиа технологии втеме образ мира (на англ. яз.) / EVA  ‘The Foremost European Electronic Imaging Events in the Visual Arts’ 2005 FlorenceConference, Workshops, Meetings, Training & Exhibition / 14 - 18 March 2005. Florence, 2005/ – C.112-117.
  11. Die Volkwissenshaft im Bereich der Kulturgenese / Славянскийи финно-угорский мир вчера, сегодня. Ижевск, 1996. С. 213 - 228.

Работа по составлению тематических сборников:

  1. Искусство и образование. Каталог выставки и тезисы докладов конференции: УдГУ-ВМДПИиНИ/ Составитель В.Б.Кошаев.  – Ижевск-Москва, 1994.
  2. Народная художественная культура в проблемах знания, образования, творческой практики и производства. Тематический сборник Программы Госкомвуза РФ/Составитель Кошаев В.Б./. – Ижевск, 1998. 208 с.
  3. Гуманитарно-художественное образование в профильной школе. Концепция содержания и управления. Часть 1 / сост. В.Б.Кошаев, Д.А.Черниенко. – Ижевск, 2006. – 108 с.
  4. Культурное и художественное наследие в образовании: сб. материалов по теме Г02-1,9-564 программы фундаментальных исследований в области гуманитарных наук Минобразования РФ/Сост. В.Б.Кошаев/ – Ижевск, 2004. – 240  с. Введение (06 п.л.)
  5. Онтология художественной культуры Западно-Приуральского региона II тыс. н.э./ Программа АВЦП Рособразования РНП 2.1.3. 7795/ Коллективная монография. Составитель В.Б.Кошаев/ – Ижевск, 2008. – 452 с.
  6. Миромоделирование: гуманитарные и художественные процессы в общественной жизни. Материалы научной конференции «Духовное и материальное наследие в художественной культуре народов Западного Приуралья, круглого стола «Духовность: вызовы времени», научной выставки «Образ этноса», фотовыставки «Прикамье» 16 – 18 апреля 2008/Составитель В.Б.Кошаев/ – Ижевск-Москва, ГОУВПО «УдГУ», 2009. – 306 с.

Руководство научными программами, подпрограммами и проектами:

Научный руководитель и зам. председателя ГНТС Межвузовской научно-технической программы (МНТП) и подпрограмм Госкомвуза РФ – Министерства общего и профессионального образования РФ: «Народная художественная культура в проблемах знания, образования, творческой практики и производства» (1993 – 1997, Удмуртский госуниверситет – головной вуз);

Подпрограмма «Научное и методическое обеспечение художественного и художественно-педагогического образования» (1998 – 1999) в программе Министерства образования РФ «Гуманитарные исследования в России»;

Подпрограмма «Художественная культура и искусство регионов России» (2000) в программе Минобразования РФ «Развитие гуманитарных исследований в России».

В 1997 - 1999 гг. участник международной программы RSS: индивидуальный проект RSS 1309/1997 «Традиционное жилище народов Западного Приуралья. Культурогенез. Классификация. Искусство»;

Научное сопровождение проекта «Приуральский дом» (Кельн 1998 – 2000) в проекте Игоря Захарова-Росс «Сапиенс-Сапиенс»;

Руководитель проекта «Культурное и художественное наследие в образовании» в программе фундаментальных исследований в области гуманитарных наук Министерства образования РФ (2003 – 2004) (Уральский госуниверситет – головной вуз);

Материалы проведенных в 1993 – 2000 г. положены в основу проекта «Взаимодействие культур в полиэтническом регионе» программы ППК «Развитие образования в России (фонда Дж. Сороса)»;

Научн. рук. проекта «Онтология художественной культуры Западно-Приуральского региона» (2006 – 2008) программы АВЦП Рособразования РНПВШ;

Научн. рук. проекта «Теория художественной культуры в методологии образования» программы АВЦП Развитие научного потенциала высшей школыРособразования – Минобразования и науки РФ (2009 – 2011)


 Курасов Сергей Владимирович

ректор Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова, профессор, кандидат искусствоведения.

Информация о научных интересах и областях исследования:

В 1995 году закончил Московский государственный художественно-промышленный институт им. С.Г. Строганова, проходил службу в рядах вооруженных сил СССР в Германии и прошел спецподготовку  в Бразилии. Участвовал в боевых действиях  в странах Африканского континента. Имеет государственные награды.

В 2000 году защитил диссертацию «Транспортный дизайн 20-30 годов (социокультурные и художественные образные особенности формообразования)», ему присвоена ученая степень кандидат искусствоведения.

С 2002 по 2008 гг. С.В.Курасов – ученый секретарь Диссертационного совета МГХПА им. С.Г.Строганова.  В 2006 году присвоено ученое звание - профессор.

В 2002 году по  инициативе С.В. Курасова была создана кафедра средового дизайна, которая в настоящее время является ведущей кафедрой страны. Профессиональные навыки художника, педагога и организатора учебного процесса позволили ему возглавить кафедру и успешно развивать ее.

С.В.Курасов является членом нескольких творческих союзов, в том числе Союза художников и Союза дизайнеров. Он постоянный участник выставок в ЦДХ, выставочных залах и художественных галереях г. Москвы и выставочного зала МГХПА им. С.Г.Строганова.

С 2006 года С.В. Курасов активно занимается  руководящей работой. С 2006 г. - проректор по дополнительному образованию, с 2008 г. - проректор по учебной и творческой работе МГХПУ им. С.Г.Строганова, с 2010 г. - проректор по учебно-производственной и творческой работе, первый проректор МГХПА им. С.Г.Строганова.

С.В.Курасов является членом  межведомственной комиссии по урегулированию разногласий, возникающих при передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения.

Научные интересы С.В. Курасова связаны с теорией и практикой в области этнодизайна (традиционное искусство в этнографической среде колыбельных цивилизаций), транспортного и средового дизайна. С.В. Курасов является действительным членом Русского географического общества и вице-президентом Фонда этнографических исследований «На грани миров», принимает активное участие в научно-исследовательских экспедициях, проводимых в различных странах мира.

С.В. Курасов автор 15 научных статей, 3 учебников, 3 учебно-методических пособий  и 1 монографии.


Набок Игорь Леонтьевич

д. филос. наук, профессор, зав. кафедрой этнокультурологии Российского государственного педагогического университет им. А. И. Герцена (г.Санкт-Петербург)

Информация о научных интересах и областях исследования:

Этнокультурология. Теория и практика этнокультурологического образования. Этнонациональные аспекты развития современного образования. Методология этнокультурологических и этнологических исследований. Междисциплинарные гуманитарные исследования в области традиционной и современной культуры. Теория и практика межэтнической коммуникации. Североведение: наука и образование.

С 1999 г. – автор концепции, научный руководитель и исполнительный директор ежегодной международной научно-практической конференции «Реальность этноса».

Опубликованные научные работы:

  1. Педагогика межнационального общения: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2010.- 304 с.
  2. Реальность этноса. Образование как фактор устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. К 80-летию Института народов Севера. Сб. статей по материалам 12 Международной научно-практической конференции/ Под научной ред. И. Л. Набока: В 2-х частях. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010 – 888 с.  (научн. редакция).
  3. Этнорегиональная идентичность как фактор устойчивого развития коренных народов Таймыра  // Таймырские чтения-2010. Сб. докладов. Ч.1. Норильск: НИИ, 2010. – С. 59-67
  4. Северный фольклор в пространстве и времени культуры//  Сборник статей по материалам Всероссийского круглого стола «Актуальные вопросы изучения и сохранения фольклора и традиционных знаний коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: Издательский дом «РУС-КОР, 2010.- С. 10-16 
  5. Фольклор: современный культурный смысл и этнопедагогический потенциал // Проблемы искусства в XXI веке: задача школы. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 22-23 ноября 2010 г.) / Под научн. ред. О. Б. Островского. – СПб.: Полторак, 2010. – С. 82 – 89.

Инклюзивное образование учителей из числа малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: этнолингвокультурологическая парадигма // Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения. Материалы международной научно-практической конференции г. Якутск, сентябрь 2011 г. Якутск: Офсет, 2011.- С. 224-227 (в соавторстве с Т. С. Федоровой)