Учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр народных художественных промыслов и ремесел"


Адрес: 628012, Россия, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Рознина, 119

тел. +7 (3467) 33-23-96

факс +7 (3467) 33-23-96
centr-remesel@mail.ru


КОНЦЕПЦИЯ I МЕЖДУНАРОДНОГО КОНГРЕССА ТРАДИЦИОННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НАРОДНОГО ИСКУССТВА


Материалы Конгресса включают результаты научных проектов:

  • Конференций международного фестиваля ремесел финно-угорских народов «Югра 2000-2010»;
  • Народная художественная культура в проблемах науки, образования, теоретической практики и производства;
  • Культурное и художественное наследие в образовании;
  • Программа Министерства образования и науки Российской Федерации АВЦП РНПВШ: «Онтология художественной культуры Западного Приуралья»;
  • Программа Министерства образования и науки Российской Федерации АВЦП РНПВШ: «Теория художественной культуры в методологии образования»;
  • Научные и педагогические кадры инновационной России.

Рабочие языки конгресса:

  • русский
  • английский
  • немецкий
  • французский

В соответствии с резолюцией V международной конференции, проведенной в рамках VI Международного фестиваля ремесел финно-угорских народов, прошедшей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (г. Ханты-Мансийск 23 - 25 июня 2010 г.) было принято решение о подготовке и проведении «I Международного конгресса по проблемам фундаментальных исследований народного искусства как типа художественной культуры». Научный форум обусловлен потребностью в международном сотрудничестве, развитием интеграционных принципов общественного предъявления национальных культур и использованием типологических фундаментальных структур в контексте науки, творчества, образования, воспитания, трудовой, юридической, экономической сферах.
Отражение художественной структуры традиционного искусства и средств формирования национальных традиций как фундаментальной научной проблемы связано с сохранением и развитием единого национального пространства. Практика научных обсуждений затрагивает центральные темы: категориальный порядок методологических положений теории; принципы устойчивого воспроизведения форм традиционного искусства; выработка терминологического и понятийного аппарата для нормативно-правового обеспечения феномена; обеспечения практик и процессов реконструкции традиционного наследия; использование педагогических структур искусства, имеющих значение для развития личности и общества.

За 10-летие существования фестиваля и проводимых в его рамках конференций выявилась потребность в теоретическом углублении проблем народного искусства и народной художественной культуры:

  • системном представлении изучаемых прикладных и неприкладных искусств через понятия: типология традиционной культуры, культурный ландшафт, национальные Образы Мира;
  • теоретическом изложении принципиальных выводов искусствоведения, народоискусствознания, культурологии, полученных за последнее тридцатилетие: онтологии и типологии народного искусства; методов реконструкции археологических, этнографических, архитектурных источников;
  • определении закономерностей формирования современных соципрактик: образовательных, реабилитационных, переподготовки специалистов;
  • формирование стратегии новой политики народных художественных промыслов России и связанной с ней структуры образовательных стандартов 3-го поколения, а также совершенствования учебных программ всех уровней обучения.

По итогам работы Конгресса будет разработана концепция использования потенциала традиционной художественной культуры в процессах общественного, культурного, образовательного направлений, развития производства. Будут рассмотрены базовые принципы существования и функционирования этических принципов традиционных культур, определены научные основы фундаментальных комплексов традиционной культуры: онтологии, типологии, морфологии в структуре социокультурной практики.

Задачи Конгресса:

  1. Определить места народной художественной культуры в системе фундаментальных и прикладных исследований феномена национальной традиции;
  2. Рассмотреть базовые принципы существования и функционирования этических норм традиционных культур;
  3. Определить фундаментальные научные комплексы традиционной культуры: онтологию, типологию, морфологию, феноменологию в структурах социокультурной практики;
  4. Выработать концепцию использования потенциала традиционной культуры в процессах общественного воспроизводства: культурном, образовательном строительстве, развитии производства;
  5. Определить принципы функционирования родовых ценностей традиционных культур как условий сохранения специфической ментальности народа: духовной самобытности и моральных норм, взаимоотношений с другими народами;
  6. Исследовать проблемы реконструкции художественного наследия в нормативно-правовом регулировании государственного управления в культуре и образовании;
  7. Решить проблемы технологий социокультурной практики: экономической, образовательной, воспитательной, творческой;
  8. Разработать комплекс мер по развитию народных художественных промыслов, адаптации их в структуре художественно-промышленных средств формирования предметно-пространственной среды;
  9. Разработать программы и методики по темам: «Традиционная художественная культура в структуре гуманитарных специальностей в вузовской среде», «Традиционная художественная культура в школе»;
  10. Решить проблемы информатизации области научных и прикладных программ развития традиционной художественной культуры;
  11. Создать концепции Центров реконструкции материального и нематериального наследия: 
  12. археологического и этнографического текстиля; керамики; изделий из металла и дерева; фольклорной, музыкальной, песенной, театральной традиций;
  13. Создать концепцию информатизации научной и образовательной среды посредством ресурсов народной художественной культуры;
  14. Определить принципы существования «родового человека» с философской точки зрения;
  15. Повысить роль российского народного искусства в развитии культурных международных связей;
  16. Распространить на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры инновационные программы и методы по сохранению и развитию традиционной художественной культуры.

Значение традиционной художественной культуры заключается в воспроизведении материальных и нематериальных архетипов как важнейших частей повседневной жизни, поведения человека в обществе, межнациональных отношений. Изучение вещественных и невещественных источников, сохранение их в предметно-пространственной среде, использование методического потенциала в системе образования и воспитания дает человеку возможность овладеть понятиями целостности жизни, осознать высокий нравственный статус традиций. Изучение структурных трансформаций миропонимания от анимистического к мифологическому, религиозно- и научно-историческому, различение их действия как методических факторов процесса образования и воспитания указывает на устойчивость и продуктивность базовых структур традиционной культуры, имеющих значение для миропонимания, эстетического переживания, этического отношения к цели и событиям общества. Основой традиционной культуры является труд, который обуславливает понимание экологии, рациональности, достаточности в использовании природных ресурсов; ощущение внутреннего психологического равновесия, духовной гармонии, национального единства.

Эти особенности говорят о том, что представления о мире, вселенной, космосе, природе и человеке как о едином целом отражаются в искусстве всех народов. Основная категория формообразования в искусстве ритм происходит от «Рита» (древнеиндийское rta), восходящего к индоиранским истокам. Рита есть «обозначение универсального космического закона – определяет преобразование неупорядоченного состояния в упорядоченное и обеспечивает сохранение основных условий существования вселенной, человека, нравственности. Рита управляет и вселенной и ритуалом» (МНМ). Законами ритмического упорядочения жизни, соблюдением этапов половозрастной инициации, акцентом на сохранении связей поколений, изучением песенной и обрядово-игровой практики, особым статусом ручных технологий преобразования материала – всем, что закреплено в структуре ритмической упорядоченности, можно определять прогностическое состояние психосоциального регулирования. Этот опыт объясняет продуктивность использования средств народной культуры в переходе от родовой или соседской общины к обществу и обуславливает принципы мирного сосуществования в российской традиции. Особенностью народного искусства является историческая достоверность традиции ввиду сохранения до настоящего времени производственной и социальной практик – традиционных видов деятельности финно-угорских, славянских, тюркских и др. народов в укладе сельской среды, традициях городской жизни, ручных производств. Особенность связи искусства и производства закреплена в событиях повседневной жизни и проявляется в законах живой культуры – главной особенностью ее трансляции.

Ручной предметный и музыкальный фольклорный мир являются идеальным средством образования и воспитания, соединяющим сенсорные, сенситивные резервы памяти с эмоциональным переживанием и формированием абстрактного мышления, необходимого для опыта общественной жизни. Своевременное введение типов структур в процесс образования решает невероятно актуальную проблему современности –уничтожение культур. В значительной степени именно народное искусство является одним из важнейших условий сохранения духовности жизни, и, по сути, индикатором обретения духовного опыта в фактах культурной инициации. В связи с этим проблемы использования в образовании средств традиционной культуры и должны определить принципы применения народного искусства в образовательных целях. Образование выступает одним из важнейших каналов трансляции культурных традиций.

Задача изучения традиционной культуры связана с определением роли искусства как носителя нравственных ценностей и развития творческого опыта в современной жизни. Эта задача обусловлена спектром проблем типов и форм функционирования традиционной культуры в обществе. Центры сохранения культуры, творческие коллективы, производственные мастерские, ведущие мастера народного искусства являются носителем родового и семейного опыта, признаков самобытности этносов как части и основы российской отечественной культуры. Их состояние и перспектива развития связаны с расширением качества общего знания: владением общими закономерностями в областях археологии, этнографии, искусствоведения, педагогики, социологии, психологии и др. Поэтому новый общественный статус ручного труда, основанный на исторических реконструкциях закономерностей культуры, является результатом соединения конкретного опыта, законов научной реконструкции и требует методологического обоснования.

Разработка методологии предполагает развитие нескольких направлений использования знаний традиционной культуры. Прежде всего, включение их в стандарты образования нового поколения в общегуманитарном цикле базисной части плана для всех стандартов и профессиональной вариативной – для художественных, художественно-педагогических, художественно-промышленных, художественно-технологических специальностей. Важно рассмотрение перспектив использования их в сфере культурного строительства, уточнении в классификационной структуре, определении понятийных и нормативных условий в статусе форм традиционной культуры как основы для изменений законодательного базиса. Реконструкция в различных регионах видов ремесла и промыслов позволили за два последних десятилетия ввести в среду пользования материалы сельских, городских, религиозных (старообрядческих) феноменов традиции, не имеющих статуса промыслов, практик, но выражающих специфику художественной формы для конкретного региона. Данные материалы должны быть осмыслены как типические строения культуры, им необходимо придать понятийный статус, нормативно-правовое определение, и они, как устойчивые культурные феномены, должны быть включены в сферу практического применения.

Важнейшей темой обсуждения должны стать представление традиционного искусства в средствах массовых коммуникации и отношение СМИ к проблемам воспитания человека в лоне семейных ценностей. Данная идея отвечает установкам проблем безопасности жизнедеятельности, программ противодействия идеологии терроризма и является одним из принципиальных направлений во внутренних убеждениях стран.

Связанные с проблемой средств массовой информации интернет- технологии должны быть рассмотрены как часть проблемы информатизации в общей теме формирования электронных ресурсов и создания телекоммуникационных комплексов информатизации: каталогизации, создания электронных баз данных, обеспечения доступа к виртуальным ресурсам музеев, вузов, учреждений культуры. Создание таких комплексов преследует цель обмена опытом художественного и художественно-педагогического потенциала.

Особенной ценностью обладают национальные стилевые мотивы искусства, лежащие в основе пропедевтики художественного творчества и придающие классическому и академическому потенциалу неповторимость музыкальной, хореографической, литературной, художественно-промышленной форм. Архетипы народного искусства вдохновляли поэтов и прозаиков, композиторов и артистов, живописцев и дизайнеров на создание великих произведений и должны быть продолжены в экспериментах современного искусства, цель которых – представить в новых формах самобытные черты культуры народов Мира. Увеличение числа художественно осмысленных объектов расширяет пространство образности национального искусства в поле его международной презентации. Данное направление тесно связано с огромным значением опыта научно-технологической и искусствоведческой реконструкции в области археологической и этнографической керамики, текстиля, художественного металла, зодчества и др. как ресурсов систематизации наследия народов России, Европы, Азии, Америки. В обществе происходит прозрение этноса в отношении своих лучших качеств. Народное искусство осознается психологическим ментальным явлением, особой формой живой культуры, крайне необходимой для педагогики, социологии, экономики.

Если программы развития современного естествознания свидетельствуют о явлениях технологического универсализма, то по отношению к ним в духовной традиции важна корреляция научных идей, в которых одно из первых мест принадлежит культуре и искусству, где традиционная культура обладает качествами уникальности архетипического потенциала, с помощью которого можно решать важнейшие вопросы современности. В широком смысле народное искусство есть одно из оснований культуры, один из программных социокультурных инструментов современной жизни и гуманитарной сферы образования. Художественно-историческая уникальность и неповторимость народного искусства России составляет интерес для мирового сообщества. Процессы, свидетельствующие о социальных аспектах кризиса в мире как результатах глобальной культурной мутации, изменившей жизненный ритуал человека постиндустриального общества, могут быть преодолены в том числе средствами народного искусства, прежде всего через его встраивание в структуру гуманитарных программ, направленных на формирование национального человека и интернационального взаимопонимания.