Учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр народных художественных промыслов и ремесел"


Адрес: 628012, Россия, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Рознина, 119

тел. +7 (3467) 33-23-96

факс +7 (3467) 33-23-96
centr-remesel@mail.ru


Регламент работы сессий II Международного конгресса традиционной художественной культуры

пленарная СЕССИЯ

Доклады

Кошаев Владимир Борисович – доктор искусствоведения, профессор факультета искусств Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, профессор Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова, профессор Удмуртского государственного университета, член Союза художников России, Лауреат премии Правительства РФ в области культуры, заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики, член ВТОО СХР.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕЗАУРУС ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ

Некрасова Мария Александровна Действительный член Российской академии художеств, доктор искусствоведения, профессор Московского государственного университета  имени М.В. Ломоносова.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНОГО ИСКУССТВА И НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ В XXI ВЕКЕ

Бубновене Ольга Дмитриевна директор бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  «Центр народных художественных промыслов и ремесел», заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, член ВТОО СХР, член Союза дизайнеров России.

ИСКУССТВО В КОНЦЕПЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ. РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Майстровская Мария Терентьевна –  профессор, доктор искусствоведения, МГХПА имени С.Г. Строганова, действительный член Российской академии естествознания, член ВАК  (г. Москва).

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: УСЛОВИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

Малолетков Валерий Александрович – действительный член Российской Академии художеств, доктор искусствоведения, профессор МГХПА им. С.Г. Строганова, Народный художник России (г. Москва).

КЕРАМИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ МИРА


Регламент работы сессий


СЕССИЯ 1.Традиционная художественная культура – методология наследия в сфере культуры, науки и образовании.

Председатель: Кошаев Владимир Борисович, доктор искусствоведения, заместитель декана по науке и инновациям факультета искусств Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, профессор Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г.Строганова, профессор Удмуртского государственного университета, Лауреат премии Правительства РФ в области культуры, заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики, Заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики, член ВТОО СХР (г. Москва).

Председатель: Малолетков Валерий Александрович, действительный член Российской Академии художеств, доктор искусствоведения, профессор МГХПА им. С.Г. Строганова, Народный художник России (г. Москва). 

Сопредседатель: Каримов Рафхат Мухаметович, директор Национального центра декоративно-прикладного искусства и ремесел Удмуртской Республики (1995- 2013 гг.), Заслуженный работник культуры Российской Федерации и Удмуртской Республики, Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области культуры, Лауреат Государственной премии Удмуртской Республики.

Сессия рассматривает вопросы художественной культуры и в ее составе народной художественной традиции с точки зрения методологии наследия, предопределяющего его образовательную и научную актуальность.  Связь образования и науки предполагает также анализ эффективности управляющего комплекса в области культуры, как системы, формирующей техническое задание для научной и образовательной среды. Основанием связи выступают искусствоведение, искусствознание в отношениях с культурологией, что составляет важный аспект развития мировоззрения как центрального аспекта философии. Это и составляет особую гуманитарную проблему времени, и ее решение позволяет рассматривать характер функций искусства в культурной среде и установить его роль в формировании нового общественного договора. Основой обсуждения нового состояния художественной культуры в конвенциональном отношении служит анализ сложившихся в ряде регионов России перспективных моделей сохранения культурного наследия, могущих лечь в основу распространения достигнутого опыта.

Устанавливаемый конвенциональный аспект предполагает снятие вопроса развития искусства «от простого к сложному» и позволяет рассматривать категорию искусства как условие целостности и инспирации знания в абсолютном художественном масштабе произведения, онтологическая природа которого отвечает глубине духовного опыта отечественной культуры и пониманию российской ментальности во взглядах на человека, окружающую его предметно-пространственную среду, историю страны и мироздание. Центральной категорией выступает тема «художественно-образных процессов» в средствах изобразительного, декоративного, формально-ассоциативного выражения как истории «чистых законов искусства», формировавшихся на протяжение многих тысячелетий и составляющих типологические структуры художественно-образной системы как относительно самостоятельных комплексов: народное искусство, искусство Средневековья, искусство Нового времени, искусство Авангарда и их взаимодействие как архетипов – кодов художественно-исторического сознания – также условия интерференции и их роль в современной общественной среде. Эта идея позволяет существенно расширить понимание задач художественного творчества в новейшее время, определить его как условие современной гуманитарной инфраструктуры, а также наметить перспективу прикладных задач в социокультурном отношении.

СЕССИЯ 2. Традиционная культура как объект социально-информационного управления. Традиционная художественная культура в средствах массовой информации.

Председатель: Ворожцова Ирина Борисовна, профессор, доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, заведующая лабораторией лингводидактики: Удмуртского государственного университета (г. Ижевск).

Председатель: Конев Александр Витальевич доцент филиала МГУКИ, заслуженный работник культуры Российской Федерации (г. Ханты-Мансийск).

Сопредседатель: Лобачевская Ольга Александровна, доктор искусствоведения, доцент кафедры этнологии и фольклора, докторант кафедры белорусской и мировой художественной культуры, Белорусский государственный университет культуры и искусств (г. Минск, Республика Белорусь).

Вопросы сессии обращены к двум основным проблемам предъявления культуры: аспектам формирования речевых практик, как условия языковой перцепции; и  достоверность информационного раскрытия традиционной культуры и искусства в средствах массовой информации. Рассматриваются видовые и жанровые аспекты информационного обеспечения. Анализируется проблема психологических и познавательных связей категории «образ в художественном произведении», а также проблема достоверности информационного предъявления традиционной культуры в средствах массовой информации. Анализируются видовые и жанровые аспекты информационного обеспечения, проблема психологических и познавательных связей категории «Образ Мира» и отечественной ментальности.

Подвергается анализу комплекс вопросов, обусловленных характером преобразования информации в традиционной культуре, аспекты востребования преобразованного материала, проблемы формирования систем семиотического управления в зависимости от целевого дискурса – коммуникативно-культурного, просветительского, научно-образовательного. Соответственно этому – формируются модели знаний об объекте: совокупность речевых, изобразительных и текстовых процедур по его восприятию; изменению характеристик материала при схождении цели и функции объекта; интерпретации эффектов при воздействии на сознание человека средств массовой информации; и создание творческих ситуаций в социокультурной среде.

СЕССИЯ 3. Мифы мира–фольклор–поэтика в познании Мира. Нематериальная культура народов мира – типологический и методологический дискурс сохранения национальных традиций.

Председатель: Набок Игорь Леонтьевич, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой этнокультурологии, заместитель директора по научно-методической работе Института народов Севера Российского государственного Университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург).

Председатель: Герасимова Диана Васильевна, кандидат филологических наук, профессор кафедры филологии Гуманитарного института Югорского государственного университета (г. Ханты-Мансийск).

Сопредседатель: Денисова Ирина Михайловна, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института этнографии и антропологии им. Миклухо-Маклая, (г. Москва).

Вопросы сессии обращены к условиям проблематизации фольклорно-мифологического знания в аспектах его национальных форм, определения глубин культурной памяти, генетики мифологических структур в сознании и мышлении, вопросы сложения, систематизации и смены архетипических категорий мифа как типологического феномена. Рассматриваются вопросы теории и истории мифа, его коды и архетипическое начало. Определяются методы раскрытия образовательного потенциала и социокультурной специфики функционирования. Излагается стратегия экспедиционной деятельности по сбору фольклорных источников и их образовательная научно-творческая и дидактическая ценность, оценивается характер психологических основ восприятия и учет психофизиологической специфики данных фольклора в образовании. Сессия рассматривает также проблемы музыкального, танцевального фольклорного, театрального, обрядового наследия народной культуры, историческая достоверность трактовки искусства и его живого продолжения.

СЕССИЯ 4. Методы реконструкции технологий в археологическом и этнографическом наследии и их художественная ценность

Председатель: Глушкова Тамара Николаевна, профессор, доктор исторических наук, директор центра изучения археологического наследия Сургутского государственного педагогического университета (г. Сургут).

Председатель: Майстровская Мария Терентьевна профессор, доктор искусствоведения, профессор МГХПА имени С.Г. Строганова, Академик Российской академии естествознания, член ВАК (г. Москва).

Сопредседатель: Рындина Ольга Михайловна, доктор исторических наук, профессор кафедры музеологии Института искусств и культуры ТГУ (г. Томск).

На сессии рассматриваются принципы объединения данных археологии и этнографии и условия использования материалов в науке, образовании, художественном и культурном проектировании. Обсуждаются вопросы создания междисциплинарной информационной карты объектов, аспекты использования новых принципов для формирования программ идейной и технологической реконструкции наиболее важных разделов прикладного искусства: текстиля, керамики, металла, дерева. А также прикладные (образовательные) формы и методы использования научных материалов в программах образования, музейном применении, решении вопросов реставрации и реконструкции объектов, художественно-творческом применении как материала декоративно-прикладного и изобразительного искусства и дизайна

СЕССИЯ 5. Теория народной художественной культуры в законодательстве, нормативно-правовом обеспечении, экономике ремесел, организационных формах сохранения культурного наследия.

Председатель: Дрожжин Геннадий Александрович (председатель правления Ассоциация «Народные художественные промыслы России», член совет по культуре при Президенте Р.Ф, г. Москва).

Председатель: Илауски Ксения Евгеньевна (президент Регионального некоммерческого фонда поддержки и развития народных художественных промыслов (г. Ханты-Мансийск).

Сопредседатель:

Сессия рассматривает условия перевода базовых категорий и понятий традиционной художественной культуры в систему правовых и нормативных комплексов как способа моделирования законодательных инициатив и принципов сохранения художественного и культурного наследия. Исследуются вопросы типологии, структуры, условия организационного оформления, права интеллектуальной собственности, способы функционирования народных промыслов, учреждений культуры, Домов ремесел, иных организационных моделей и форм, реализующих творческий потенциал народного декоративно-прикладного искусства в социокультурном проектировании.

СЕССИЯ 6. Этнокультурное образование в России. Педагогика и художественная дидактика в общероссийских и региональных программах образования

Председатель: Бакланова Татьяна Ивановна, доктор педагогических наук, профессор Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Академик Международной академии наук педагогического образования, Петровской академии наук и искусств и Международной академии информатизации, член ISME (Международного общества музыкального образования, входящего в структуру ЮНЕСКО), Почетный работник высшего профессионального образования.

Председатель: Юлдашева Мавжуда Рахмановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры философии и культурологии Сугрутского государственного педагогического университета (г. Сургут).

Сопредседатель: Сокольникова Наталья Михайловна, доктор педагогических наук, профессор факультета дизайна и визуальных искусств Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. Отличник народного просвещения, член СД России, Академик Международной академии информатизации и Международной академии наук.

Рассматривается методологические основания для определения темы этнокультурного образования в России как федеральной стратегии возрастной вертикали образования, просвещения и творчества. Анализируется соотношение федеральных и региональных требований к специфике образовательных стандартов, психолого-педагогических и воспитательных прерогатив, программ, реализующих идею художественной дидактики и педагогики народного искусства в системе дошкольного, школьного, ступеней  вузовского и послевузовского образования. Рассматриваются проблемы теории народной художественной культуры в стандартах нового поколения общего, дополнительного и профессионального образования.

СЕССИЯ 7. Электронная каталогизация народной художественной культуры: «образ этноса» – научная структура формирования баз данных, аспекты информатизации, инвариантность материалов в среде музеефикации, мультимедиа продуктов, интернет ресурсов.

Председатель: Лукина Надежда Васильевна, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник научно – исследовательской лаборатории «Музей и культурное наследие» Томского государственного университета (г. Санкт – Петербург).

Председатель: Ботя Марина Валерьевна, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой компьютерных технологий, директор Института искусств и дизайна Удмуртского государственного университета (г. Ижевск).

Сопредседатель: Субботина Вера Александровна, зам. директора по научной работе и зав. отделом декоративно-прикладного искусства и старший научный сотрудник Государственного учреждения культуры Тюменской области «Музейный комплекс имени Словцова», доцент Института искусств и дизайна филиала УралГАХА в Тюмени, член ВТОО СХР, Союза Дизайнеров, член Международной Ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО (г. Тюмень).

На сессии обсуждаются факторы информационного обеспечения народной художественной культуры – принципы и технологии формирования ее ресурсов на основе методов сбора первичных данных, свободного доступа и обмена информацией, создания для этого коммуникационных площадок целевого назначения. Анализируется опыт ведущих российских организаций, учреждений, музеев, вузов. Рассматриваются проблемы сохранения культурного наследия в программах ЕС (FP). Обсуждаются философские аспекты, модели, концепции, перспективы электронной визуализации традиционного наследия, технологий двухмерного и трехмерного моделирования, формирование и использование баз данных, проблемы интеллектуальной собственности. Обсуждаемые теоретические положения: совместимость ценностей современной цивилизации и традиционной культуры; проблемы использования ценностей традиционной культуры; понятие «образ этноса» и его конкретизация в сопоставлении с понятием «художественный образ»; значение ценностного подхода в воспитании личности средствами информатизации; актуальные информационно-педагогические технологии духовного развития личности; музейно-выставочная деятельность и ее виртуальные аналоги как фактор воспитания ценностных ориентиров развивающейся личности при сопоставлении баз данных как художественных материалов и их функций в визуальных и виртуальных средах искусствах.